Рулим грамотно. От простого держания руля до маневрирования рулем
Четверг, 21 октября 2010 г.
Просмотров: 10590
Подписаться на комментарии по RSS
Руль – это, пожалуй, единственный орган управления автомобилем, с которым водитель работает постоянно, в отличие от педалей «газа», тормоза, сцепления и рычага коробки передач. Именно с рулем он контактирует большую часть времени вождения автомобиля. Но кроме очевидности количества надо учитывать еще и качество, т.е. насколько качественно водитель контактирует и управляет рулевым колесом. От простого держания в обычной дорожной обстановке до выполнения экстренных рулений во избежание ДТП. Казалось, вроде бы не так важно, как именно водитель выполняет маневры рулевым колесом при поворотах, разворотах, обгонах и т.п. И уж тем более как он держит руль при обычном прямолинейном движении. Но именно даже от правильной техники простого держания рулевого колеса уже зависит готовность водителя к предотвращению ДТП.
Техника руления для наглядности сравнивается с циферблатом часов, т.е. какая рука в данный момент находится на каком часе циферблата, начиная с какого часа циферблата необходимо крутить руль и т.д. Обыкновенное удержание рулевого колеса на дороге заключается в расположении левой руки на цифре 10, а правой – на цифре 2. Но эти цифры справедливы только для легкового автомобиля, где диаметр руля меньше, чем у больших автомашин. Вообще в зависимости от диаметра рулевого колеса применяется целый диапазон: левая рука – от 9 до 10 часов 30 минут, правая – от 1 часа 30 минут до 3 часов. Немаловажное значение также имеет и положение кистей рук, которые удерживают рулевое колесо, т.н. хват. Хват бывает закрытый, полуоткрытый и открытый, закрытый хват называют еще основным. Закрытый хват – это когда большой палец обхватывает руль с внутренней стороны, а все остальные сжимают снаружи. Применяется всегда, за исключением больших скоростей, где нужна высокая точность руления. Вот в последнем случае целесообразнее использовать полуоткрытый хват – большой палец сжимает руль не с внутренней стороны, а упирается в обод, как бы просто ложится вдоль обода руля. Этим достигается высокая точность руления. Последний, открытый хват. Тут уже все 5 пальцев сжимают рулевое колесо только снаружи. Это ошибочный хват и его использовать не надо. Он не только уменьшает контакт с рулевым колесом, но и на неровной дороге или в случае внезапного препятствия либо прокола шины руль может просто выбить из рук.
Теперь о самой технике руления. В обычном (безаварийном) вождении, т.е. не требующем каких-либо особых навыков руления для предотвращения ДТП или критической ситуации, существует не так уж много способов работы с рулевым колесом.
(Здесь следует сделать небольшую оговорку. Хоть и нужно стремиться к предотвращению критической ситуации, т.е. требующей активных действий во избежание ДТП, но, тем не менее, никто не застрахован от такой ситуации на дороге. И поэтому здесь выручат доведенные до автоматизма скоростные навыки руления с использованием более продвинутой техники руления, чем та, что описывается здесь.)
Итак, во-первых, рассмотрим работу с рулем при обычном прямолинейном движении автомобиля. Это руление называется корригирующим, здесь требуется лишь подруливание на небольшой угол от исходного положения. Как правило, это поворот руля в положение 8 – 12 или 12 – 4 в зависимости от направления выравнивания траектории (опять же по аналогии с циферблатом часов, т.е. исходное положение принимается как 10 – 2). Для этого способа руления характерен постоянный хват рулевого колеса, т.е. без изменения положения рук.
Далее идет техника руления, используемая для начала движения автомобиля, удержания его на плохих дорогах и дорогах с повышенным сопротивлением качению. Суть его в том, что для поворота, например, направо правая рука поворачивает руль из положения 2 (исходного) в положение 4, а левая одновременно с этим скользит вниз из положения 10 до положения 8. Далее все наоборот: левая рука уже поворачивает (из 8 часов к 12 часам, т.е. теперь уже вверх, а не вниз), а правая – скользит (от 4 к 2 часам).
Это – силовое руление, и кроме описанных чуть выше случаев его применения, оно также используется для стабилизации автомобиля при угрозе бокового опрокидывания в какую-либо сторону, в случае внезапного прокола шины на скорости и во всех других подобных случаях, когда требуется приложить максимальное усилие к рулевому колесу, чтобы не потерять с ним контакт.
В принципе описанная выше техника может применяться и для обычных поворотов и разворотов, но в случае необходимости повернуть рулевое колесо быстрее и на больший угол, применяется более скоростной вариант поворота. Его отличие в том, что руление происходит не поочередно в левом и правом боковых секторах рулевого колеса (т.е. в диапазонах 6 – 12 и 12 – 6), а только на том боковом секторе, в сторону которого осуществляется поворот. Также используется перекрестный перехват рук, т.е. когда одна рука переносится над другой в момент отрыва ее от положения 4 часа и переноса в точку 12 часов по хорде рулевого колеса (по кратчайшему пути). Например, если надо таким образом повернуть руль направо, то выполняется серия действий:
1. мы поворачиваем его из исходного положения (10 – 2) без отрыва рук до положения 12 – 4;
2. далее одновременно левая рука продолжает вращение до точки 4 часов, а правая отрывается от 4 часов и по хорде руля, т.е. по самому короткому пути переносится в точку 12 часов;
3. затем так само одновременно правая рука продолжает вращение руля от 12 часов к 4 часам, а левая – от точки 4 часа по хорде переносится в точку 12 часов.
Это руление называется скоростным и в принципе есть основным видом руления для предотвращения аварийных ситуаций на дороге. Но есть еще вариант скоростного руления одной рукой, т.к. не всегда получается рулить именно двумя руками. А при езде задним ходом такое руление является просто незаменимым, т.к. позволяет увеличить обзор сзади за счет поворота корпуса водителя. Исходное положение для такого руления – это точка 12 часов. Последовательность действий для поворота, например, направо следующая:
1. из исходного положения правой рукой поворачиваем руль до такой точки циферблата, когда вращение без смены хвата руки становится невозможным;
2. далее мы разжимаем все пальцы и через ребро ладони переходим к рулению тыльной стороной кисти, т.е. обратной стороной ладони;
3. и рулим таким образом в нижнем секторе;
4. затем опять через ребро ладони переходим к прежней ее (ладони) стороне;
5. и пока что рулим открытым хватом,
6. который потом, естественно, изменяем на закрытый;
7. ну и потом рулим закрытым хватом, пока опять не придет очередь сменить хват.
Вот, в принципе и все основные способы руления, которыми должен владеть каждый водитель для безопасного и качественного управления автомобилем. Но помимо этого есть смысл вносить некоторые коррективы по удержанию руля в исходном положении. Поскольку не всегда есть возможность держать руль именно двумя руками, то в момент отрыва одной из рук от руля (переключение передач, управление магнитолой, печкой и т.д.) вторая оставшаяся рука (как правило, это всегда левая) должна перемещаться к точке 12 часов и оставаться там на время, пока вторая рука будет занята. Хотя, конечно, время такого руления нужно сократить до минимума, за исключением, конечно, маневрирования задним ходом.
Еще записи по теме
- ESP/EPS системы - Электронный контроль устойчивости ЭКУ
- Проезд светофора на красный свет. Нужен ваш совет
- Какую музыку нужно слушать в машине, чтобы не попасть в ДТП
- Что если сломался радиатор посреди дороги?
- Что нужно для прохождения техосмотра
- Что лучше, ездить на автобусе или на автомобиле?
- Авто без тормоза